Грязные слова

Главная / Видео / Фильмы / Грязные слова

Матерные слова. Мат. Сколько мифов, домыслов, противоречий можно встретить… Почему именно эти слова, а не какие-то другие? Что они обозначают? Можно ли их употреблять или нет? В новом документальном фильме Общероссийской общественной организации «Общее дело» «Грязные слова» рассматриваются эти и другие аспекты, связанные с данной проблематикой: каковы психологические причины распространения мата; что по поводу сквернословия говорили государственные и общественные деятели в разные времена; распространение мата в историческом ракурсе и д.р.

Скачать плакат

Скачать фильм:

Транскрибация фильма «Грязные слова»

Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем.
Николай Константинович Рерих

Грязные слова

Матерные слова. Мат

Сколько мифов, домыслов, противоречий можно встретить.

Почему именно эти слова, а не какие-то другие?

Что они обозначают?

Можно ли их употреблять или нет?

В этом фильме мы рассмотрим эти и многие другие вопросы. Встретимся с ведущими экспертами.

Посмотрим на этот вопрос в историческом ракурсе.

Узнаем, каковы психологические причины распространения мата.

Выясним, что по поводу сквернословия говорили государственные и общественные деятели в разные времена.

Как же появился мат на Руси? Какое-то время бытовало мнение, что матерные слова взяты из тюркских языков и были занесены к нам татарами во время ордынского ига. Но данное предположение не нашло подтверждений, и сейчас установлено, что матерные слова имеют корни в славянских языках.

Сразу скажем, что матерные слова не были распространены. Во-первых, матерщина пресекалась на законодательном уровне. Во-вторых, подавляющее большинство населения регулярно посещало церковь, исповедовалось и воздерживалось от греха сквернословия.

Вот что об этом писал Иоанн Златоуст: «Не подобает православным христианам матерны лаяти, матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, третья мать — Мать Земля».

Василий Ирзабеков,

филолог-языковед, Писатель, общественный деятель, Публицист, литературный редактор:

«Матерная она называется потому, что хулится пречистое имя Матери Бога. Божьей Матери прежде всего. Хулится же всегда что? Святыня. А землю можно оскорблять, а женщину, которая тебе жизнь дала, её можно оскорблять? И кто ты такой вообще после этого? И как могут нас другие народы уважать, если у нас имя матери, святое вообще, на каждом шагу попирается. Как они должны к нам относиться?

Посудите сами, как нас могут уважать другие народы. Например, у меня на Родине нет матерной ругани».

Олег  Моисеев,

клинический психолог, Практикующий психотерапевт, Автор методических программ по работе с девиантным поведением:

«Я слышал, что мат использовался в ритуалах в древности.

Если вы встречаете такие высказывания, просто попросите показать вам источник, откуда это утверждение взяли, и вы увидите что показывать нечего. Не найдено ни одного исторического документа, источника, где был бы записан такой ритуал, или что-то подобное, это всё фантазия людей, распространяющих подобное».

Законы о необходимости наказания за бранные слова мы встречаем и в военно-уголовном кодексе, принятом Петром I в 1715 году.

Интересно, что государственный контроль в этом вопросе присутствовал ещё со времён глубокой древности. Например, Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить непременно развивается склонность к совершению дурных поступков».

Во второй половине восемнадцатого столетия, с наступлением галантного века в русской культуре, непристойные слова практически вышли из обихода.

«Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят», — говорила Екатерина Вторая.

Такое отношение к мату оставалось на протяжении всего девятнадцатого века.

А редкие примеры появления сквернословия больше выражались как некий протест.  Например, нецензурные эпиграммы Пушкина, о которых по прошествии лет Александр Сергеевич сожалел.

Василий Ирзабеков,

филолог-языковед, Писатель, общественный деятель, Публицист, литературный редактор:

«Пушкин, это есть в его творчестве, потому что уже зрелым человеком он написал: « я с сожалением листаю жизнь мою и трепещу, и проклинаю, и горько слёзы лью, слышите, горько слёзы лью, но строк печальных не смываю». Он себя простить не мог».

 

Олег  Моисеев,

клинический психолог, Практикующий психотерапевт, Автор методических программ по работе с девиантным поведением:

«Иногда говорят, что Пушкин или Лермонтов, писали матерные стихи.

Любители всячески оправдать засилье мата в своей жизни стремятся сослаться на авторитеты и непременно упоминают наших знаменитых поэтов – Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина… Что сказать? Даже эти люди, всегда оставались, по сути, простыми смертными со своими недостатками, многочисленными искушениями, страстями, грехами. Выдергивать из их величайшего поэтического наследия несколько строк с «непечатными» выражениями и размахивать ими, как «грязным бельём», недостойно воспитанного человека».

Начиная с революционных событий 1917 года, матерные слова начинают входить в языковой обиход новой, так называемой рабоче-крестьянской власти. Солдаты и матросы, опьяневшие от вседозволенности, насаждают матерщину в армии и на флоте.

Красивая и грамотная речь уже является показателем причастности человека к аристократическим кругам, а значит, к расстрелу. А грязные ругательства становятся неким критерием того, что ты «свой».

Олег  Моисеев,

клинический психолог, Практикующий психотерапевт, Автор методических программ по работе с девиантным поведением:

«Академик Лихачёв в своих воспоминаниях о лагерях (а он в том числе сидел и в ГУЛАГе) говорит, что признаком того, что ты благонадёжен, было – материшься ты или нет. Если ты материшься, то ты, значит, наш. Кто не матерится, тот чужой, подозрительный человек, интеллигент, его надо уничтожить как классового врага. И большинство хотели быть своими, не быть расстрелянными и шли по этому пути, изображая из себя такого «нового» человека.

Я слышал такие высказывания, что это русский мат, или такого мата у других нет.

Во-первых, он не русский, корни матерных слов есть во всех славянских языках. Во-вторых, есть языки, где мата больше. Например, венгерский».

Василий Ирзабеков,

филолог-языковед, Писатель, общественный деятель, Публицист, литературный редактор:

«Я всегда жёстко это пресекаю, если становлюсь свидетелем, когда употребляют словосочетание «русский мат».

Он есть, но он не русский. И что гораздо важнее – он не может быть русским.

 Скажите, пожалуйста, русский православный может хулить богородицу? Без комментариев, да. И поэтому не то, что мат не русский, он не может быть русским. Вот так. Надо в корень всегда этих вещей смотреть. Если человек ругается – ну какой же тогда русский. Просто русскость тоже неправильно понимается. Нужно быть, нужно стать. Вы знаете, это не мои ведь слова, а Игоря Северянина. Он когда-то написал: «Ни об одной другой национальности так сказать нельзя». Он сказал так: «родиться русским слишком мало, им надо быть, им надо стать». То есть ты понимаешь, что вот этот градус – русскость — это некий градус, он может возрастать, может убывать. Мы же говорим: «Очень русский человек», да. Нельзя же сказать: «Он очень азербайджанец, да, или очень литовец». Правда, нелепо звучит? А мы можем сказать, что Есенин — очень русский поэт или Николай Рубцов. Или еврей по рождению Левитан очень русский художник, русский еврей. Русский татарин, русский азербайджанец, русский грузин, русский армянин. Иван Айвазовский, да. Понимаете. Это можно продолжать до бесконечности. А это и есть великий русский мир».

Но с укреплением советской государственности сквернословие опускается в самый низ общества, и в 1930-е годы происходит его запрет. На протяжении всего советского периода использование мата было запрещено законом,  а в 1961 году принимается Моральный кодекс строителя коммунизма, закрепляющий стремление советского человека к нравственной чистоте.

В девяностые годы, с разрушением Советского Союза начинается разгул преступности. Деградация проникает во все части жизни общества, в том числе и в речь. Матерщина с новой силой входит в жизненный обиход. Похабные фразы выдают за некий признак свободы слова. Мат понёсся с экранов телевизоров, из уст «медийных» людей и заполнил средства массовой информации. Постепенно матерщина захватила не только взрослых людей, но и подростков и детей, войдя в школы и даже детские сады, демонстрируя духовную и нравственную беду, случившуюся с нашим народом.

 

Михаил Федоренко,

кандидат экономических наук, эксперт по разработке и внедрению систем управления, Государственный советник, Предприниматель-эксперт:

«Понимаете, это тоже особенность наша – человек не может жить в грязи долго. Он либо должен объяснить себе, почему это чисто, либо должен выйти из грязи.

То есть вот эта попытка грязное объяснить через правду – это потребность человека. Мы стремимся всё время объяснить себе через светлое даже самое негативное.

И мат – это примерно то же самое, когда среда в массе своей начинает жить матом, она пытается это объяснить через светлое. Она вытаскивает философов, не философов, а вот, допустим, каких-то деятелей культуры: «А вот тот говорил, тот говорил», забывая, что это далеко не правило, это вообще исключение. И если вы хотите действительно разобраться, а как выстраивается этика человека, его природная этика, как выстраивается его культура. Зайдите, почитайте Аристотеля, он вам скажет, что в системе государственного управления вообще государственный деятель должен искоренять мат, иначе это ведёт к деградации общества. Вы зайдите, посмотрите Конфуция. Он там вам скажет, что «самое главное – это прояснить имена». То есть назвать все слова своими именами и слова, которые ведут к разрушению общества, убрать их. То есть быть честным. Не называть культурой то, что ведет тебя в грязь. Культура – то, что ведёт к свету».

«Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души». Академик, доктор филологических наук Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Речь является отображением особенностей мышления человека, показателем его психофизиологического состояния. Давайте рассмотрим психологические аспекты распространения мата в обществе.

Пытаются подстраиваться под окружение.

Чаще всего такое поведение встречается у подростков, а также у людей с повышенной тревожностью, у неуверенных в себе. Здесь привычка использовать мат свидетельствует о комплексе неполноценности. Такие люди расписываются в своей несостоятельности и пытаются самоутвердиться: мат даёт им ложное ощущение уверенности, мнимой взрослости.

Решение. Желание скрыть свою неуверенность за похабной речью приводит к привычке использовать его в общении, что впоследствии способствует деградации личности. То есть человек с комплексами не только не избавляется от них, а, наоборот, приобретает новые. Чтобы решить данную проблему, надо искать общение с культурными и интересными людьми и через отношения с ними развиваться как личность.

 

Олег  Моисеев,

клинический психолог, Практикующий психотерапевт, Автор методических программ по работе с девиантным поведением:

«Часто подростки используют мат пытаясь самоутвердиться, для получения суррогатной уверенности, ложной взрослости. Это свидетельствует о присущих таким молодым людям комплексах неполноценности».

 

Михаил Федоренко,

кандидат экономических наук, Эксперт по разработке и внедрению систем управления, Государственный советник, Предприниматель-эксперт :

«Вот знаете студенческая среда, где всё бурлило. И знаете на каком-то этапе я понял, что проскальзывает у меня какое-то словцо. И знаете, любопытный момент: одна женщина, которая меня знала по институту, по университету, случайно услышав,  она подошла и сказала: «Вы знаете, Михаил, я от вас этого не ожидала!». И всё, и больше она ничего не сказала. И было слово такое, мимолётное. Это настолько для меня было таким важным уроком в жизни, это настолько меня встрепенуло, знаете, как будто кто-то подошел, тебя вытащил из какого-то контекста, вот так встряхнул и сказал: «Нет, дорогой друг, вот ты вот такой, а не вот такой. И ты должен это понимать».

 И до этого отслеживал, но вдруг я стал понимать, что не нужно себя опускать и поэтому среда обитания, которая тебя заражает, ты должен уметь это видеть и формировать свой иммунитет и семья – это, конечно, главный такой формат, в котором ты можешь сохранить себя. Поэтому всем взрослым, которые создают семью, крайне важно создавать в семье правильный фон культурный и важно понимать, что ты через этот фон создаёшь иммунитет своему ребёнку. И даже где-то он, заразившись, вернётся и он будет устойчив».

Психосексуальная недоразвитость, сексуальная озабоченность.

Человек акцентирует мышление и речь на вопросах, связанных с сексуальностью, половых органах, процессе совокупления.

У таких людей жизненные цели и планы вращаются вокруг одной и той же темы – полового акта.

Представьте, человек проходит психодиагностический тест. Ему дают изображения облаков на небе и просят сказать, какие ассоциации у него возникают. И испытуемому то там, то здесь видятся сексуальные образы. Что можно сказать о таком человеке?

Также и разбирая речевые предложения, которые строит матерящийся человек, можно увидеть, что либо сами слова принимают образы мужских или женских половых органов, либо чередуются с ними.

Решение. Можно ли говорить о достижении каких-либо высоких целей в жизни, если главное, на чём зациклен человек, – это образ голой женщины в голове? Данная патология ещё возникает из-за того, что СМИ и блоггеры эксплуатируют тему секса для увеличения своих рейтингов, пропагандируя пошлость, акцентируя нездоровое внимание на вопросах половой жизни.

При этом на второй план отходят настоящие цели, помогающие человеку реализовать себя в жизни: построение хороших взаимоотношений в семье и с друзьями, саморазвитие, вопросы внутренней гармонии человека.

Олег Моисеев,

клинический психолог, Практикующий психотерапевт, Автор методических программ по работе с девиантным поведением:

«В психологии есть тест Роршаха, кто-то слышал про такой? Это когда показывают картинки с чернильными пятнами и спрашивают, что ты здесь видишь. Вот представьте, вы приходите в гости к кому-нибудь домой, а вся мебель, предметы интерьера в доме сделаны в форме половых органов, стол стулья и т.д. Что вы подумаете об этом человеке? Какие ценности для него важны в жизни? Речь человека такой же показатель, если половина слов в предложениях или приняли форму половых органов или чередуются с ними явно у человека не всё в порядке с выбором ценностей». 

«Каков человек, такова и его речь».  Сократ

 

Демонстративная.

Матерная речь у людей публичных – признак проявления желания эпатировать, вызвать к себе дополнительный интерес. Из-за низкого уровня морали, такие люди не особо придают значения тому, что их модель поведения копируется подростками и детьми. В стремлении к популярности они готовы использовать любую пошлость, и им наплевать, как это повлияет на тех, кто их слушает.

Решение. Данная патология по сути самая сложная, так как такому человеку очень сложно поменяться. Даже если в какой-то момент он осознал, что его поведение низкое и разрушительное для других, он становится заложником того, как вел себя ранее. Публично признать свою вину способны очень не многие.

Михаил Федоренко,

кандидат экономических наук, Эксперт по разработке и внедрению систем управления, Государственный советник, Предприниматель-эксперт:

«Где бы ты ни находился, то, что ты делаешь, то, что ты проецируешь на себя, влияет на других людей. И чем более ты известен, чем больше у тебя сфера влияния, как ни странно, больше и ответственность. Знаете, вот эта идея, что никто никому ничего не должен, я просто что-то выдаю в сеть, я просто что-то вещаю, потому что я такой и у нас свобода выражения, достойна уважения – это словосочетание, которое ничего, кроме погибели тебе и обществу не даёт. И самовыражение не достойно уважения, если это самовыражение ведёт, наоборот, к очернению того, что вокруг тебя происходит.

Мы должны понимать, что мы создаём вокруг себя и так мы создаём общество. Потому что общество, не зря они называются лидером мнений, и общество идёт за этими людьми, и ты вольно или невольно, даже если ты себе объяснил, что ты никому ничего не должен, на самом деле ты влияешь на судьбы этих людей, это крайней важный момент. Поэтому как ты себя ведёшь, как ты выглядишь и всё прочее – это принципиально важный факт».

Для связки слов.

В данном случае матерщина восполняет убогий, скудный язык при умственной отсталости, дебильности, таким образом, выступая в качестве словесных протезов, являясь свидетельством глубокой деградации личности.

Решение. Как правило, таким людям сложно посмотреть на себя со стороны и увидеть, как они опустились. Основным решением данной патологии является развитие интеллекта и самообразование.

Василий Ирзабеков,

филолог-языковед, Писатель, общественный деятель, Публицист, литературный редактор:

«Человек деформируется. Какая-то страшная трансформация происходит в человеке. Слово же сила. И она его корёжит просто. То есть понимаете, да, мы всё время телегу ставим впереди лошади, они, значит, такого уровня люди, поэтому они другого языка не знают. Да нет. Именно то, что язык, который в них наличествует, он именно такого свойства, он и сделал их такими».

 

«Речь — это показатель ума».   Сенека

Командная.

Это, прежде всего, матерщина в различных силовых подразделениях, например, в войсковых частях.

Использование похабных выражений по отношению к подчиненным – это желание унизить их.

Подобные матерные агрессии свидетельствуют лишь об отсутствии профессионализма, о неспособности офицера грамотно поставить задачу, создать коллектив единомышленников, и, к тому же, говорит о слабости такого командира. Подчас под таким в кавычках «ревностным служением» скрывается подлое животное желание унизить подчиненных и излить на них свою злобу.

Решение. Давайте зададим вопрос: можно ли построить эффективную команду, периодически унижая её участников? Конечно, нет. Также очевидно, что сильной личности незачем использовать такой метод воздействия. Можем ли мы представить адмирала Нахимова, матерящегося на матросов, или Суворова, призывающего солдат к атаке гнилыми словами? Конечно, нет. Авторитет сильного человека базируется на его качествах, а использование такой похабности в своей речи только девальвирует эту личность. Заметим, что матерщина позорит воинские традиции, флаг, форму и, в целом, достоинства армии и флота.

Честно признать этот факт и поменять своё поведение — будет шагом настоящего мужчины, Человека с большой буквы.

Олег  Моисеев,

клинический психолог, Практикующий психотерапевт, Автор методических программ по работе с девиантным поведением:

«Можно услышать, что если не сказать матом тогда не поймут, типа на стройке в армии и т.п.

Это человек переносит свои ограничения на других. Например, у человека не хватает лексики, ему тяжело строить предложения, и не может по-другому выразится.

А про армию надо сказать, что до 1917 года, до революции, матершина была просто не приемлема для российского офицерства. Такого не было ни в армии, ни на флоте. И то, что произошло, и то, что сейчас происходит, похабность и грязь речи у офицеров – это, на самом деле, катастрофа».

«Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте.

Каждый мужчина, отказавшийся от матерного слова, побудивший к этому товарища,  принесет огромную пользу и нашим детям, и всему нашему обществу».

Всемирно известный педагог Антон Семенович Макаренко.

Михаил Федоренко,

кандидат экономических наук, Эксперт по разработке и внедрению систем управления, Государственный советник, Предприниматель-эксперт:

«В каждом из нас существует как бы генетический код, который говорит, что допустимо, а что недопустимо. И вот этот генетический код, он как бы всегда подсказывает, что правильно. Мы о нём забываем. И он хорошо вскрывается, когда вы смотрите на разные ваши действия через эти две призмы. То есть первая призма – это через глаза своего ребёнка, условно: «Вот я матерюсь, я рассуждаю вот так вот, я могу есть ядовитую пищу, алкоголь употреблять и всё прочее, но если я беру маленького человечка рядом с собой, говорю: «А хочу ли я для него этого?»», то вдруг у тебя как бы резкий диссонанс. Вдруг твоя картина мира и то, что было правдой для тебя только что, вдруг рушится и ты говоришь: «Для него я этого не хочу». Почему это происходит?  Потому что есть генетический код. То есть мы как вид для того, чтобы сохранять себя, для того, чтобы себя развивать, у нас есть кодификация, что нас созидает, а что нас разрушает. И когда мы передаём эстафету, то вот этот ценз резко вскрывается. И поэтому всё, что несёт разрушение человеку, несёт разрушение его сознания, разрушение его физики, разрушение его интеллекта, мы не хотим интуитивно передавать. И туда относится, как я сказал уже – потребление всех этих токсинов, ядов и всего прочего, алкоголя, туда же относится и мат.

Мат – это смысловой токсин».

Это печальное заблуждение, что распространение сквернословия не несёт опасности.

Все доводы людей, защищающих мат — это не более чем их личная защита, но не как не защита общества.

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признак духовного разложения. Слыша мат от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии.

“Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается». Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши. Если царит в душе народа духовная зараза, исходящая из уст неправедных, то злая энергия пустых, гнилых слов разрушает град не только в духовном, но и в физическом отношении… Вот поэтому так сильно говорит о языке нашем святой апостол Павел: «Не обманывайтесь: злоречивые Царства Божия не наследуют».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Михаил Федоренко,

кандидат экономических наук, Эксперт по разработке и внедрению систем управления, Государственный советник, Предприниматель-эксперт:

«За матом есть ещё одна важная тема – мат закрывает способность понять смысл высшего уровня. Вот люди об этом не говорят и, может быть, не формулируют, но важно это осознать.

Если вы посмотрите практически любые религиозные, если брать классические религии, брать классических философов, которые сформировали фундамент, вообще фундамент смыслов нашего общества, фундамент, на котором живёт общество на протяжении сотен, а то и тысяч лет.

Вот если вы посмотрите на эти все концепции, вы не увидите ни одного святого, и вы не увидите ни одного высокого, признанного философа, который вот так вот разбрасывается матерной бранью. На этом уровне мышления это невозможно. То есть мат – это сфера, которая останавливает мышление. То есть ты, оперируя матом, должен понимать, что ты лишаешь себя возможности перейти на принципиальный уровень рассуждений, новый уровень, более высокий и светлый».

Мат, как социокультурная аномалия, ведёт к деградации русского языка, к разрушению традиций, быта, интеллекта нации. По сути, матерщина — маркер духовной деградации народа.

Все потрясающие возможности нашего языка, удивительного по богатству словарного состава, разнообразию нюансов и оттенков речи, свелись к примитивной словесной грязи.

И те россияне, кто принял для себя мат как языковую норму, похоже, и не задумываются над тем, какую страшную работу по разрушению нашего национального достояния они проводят, занимаясь целенаправленной дебилизацией русской речи, великого русского языка.

Василий Ирзабеков,

филолог-языковед, Писатель, общественный деятель, Публицист, литературный редактор:

«Сбережение языка, чистота языка – это не вопрос эстетики.

Язык – это зеркало, таинственное зеркало. В нём каждый человек каждую минуту видит себя. И целая нация в каждый момент своей истории видит себя в этом зеркале.

Поэтому надо внимательным быть ко всему, что касается языка. Язык есть величайший, очень важный фактор национальной безопасности».

«Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь». Николай Константинович Рерих

Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ. И беречь русский язык не значит только, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо воспитать в себе чувство ответственности за каждое произносимое слово, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории. Да, русский язык прекрасен. И именно мы должны стремиться к тому, чтобы сохранить  его чистоту. Разве подлежит сомнению, что именно на нём скажут лучшие мысли о будущем?

Оставьте ответ