Очень многие дети и не меньшее число взрослых, к сожалению, не знают, из-за чего портится слух, развивается тугоухость, в том числе нередко в молодом возрасте, и из-за чего человек может полностью потерять эту уникальную способность. По данным врачей, в России сегодня большое количество детей и молодежи с различными нарушениями слуха. Общероссийская общественная организация «Общее дело» представляет научно-познавательный мультфильм для детей и взрослых «История с ушами. Команда Познавалова», посвященный этой важной теме. Мультик расскажет, как устроен слух, почему появляются тугоухие дети, из-за чего может ухудшиться способность слышать, как сохранить здоровье ушей, из-за чего возникает тугоухость и как правильно чистить уши.
Категория мультфильма 0+, продолжительность 12 минут.
Транскрибация Мультфильма «История с ушами»
МАША:
А что Вы делаете, Платон Капитонович?
ПРОФЕССОР:
Наш районный боксерский клуб попросил им сделать партера по спаррингу. А я в хорошей форме!
РОБОТ-БОКСЕРСКАЯ ГРУША:
И я в хорошей форме.
ВАНЯ:
Платон Капитонович! А Вы умеете чинить плееры? А то, когда в метро скучно, можно музыку послушать.
ПРОФЕССОР:
Держи свой аппарат! А ты знаешь, что это может быть опасно для слуха?
ВАНЯ:
Что опасно? Слушать плеер в метро?
ПРОФЕССОР:
Именно!
ВАНЯ:
Ну Вы, Платон Капитонович, скажете! Да все слушают музыку в метро. Маш, скажи!
МАША:
Я не слушаю.
ВАНЯ:
Зато все остальные слушают!
ПРОФЕССОР:
Поэтому и такая печальная статистика: очень много тугоухих, то есть плохо слышащих молодых людей.
ВАНЯ:
Из-за плеера в метро? Ха! Никогда не поверю. Не может быть!
ПРОФЕССОР:
Хотите покажу вам секрет? И Полярус нам поможет.
МАША:
Конечно!
ВАНЯ:
Здорово, приключение!
ПРОФЕССОР:
Ну что ж, в дорогу!
МАША:
Платон Капитонович, а кого мы ищем в метро?
ПРОФЕССОР:
Вот, уже нашли. Смотрите.
ВАНЯ:
Вот, я ж сказал: все слушают музыку.
ПРОФЕССОР:
Влетаем в ушную раковину, держитесь!
МАША:
Ой, вдруг не успеем?
ПРОФЕССОР:
Мы в слуховом проходе. Звуки, которые мы слышим, движутся по нему и доходят до барабанной перепонки, вызывая её колебания.
ВАНЯ:
А уши эти колебания ловят. Проще некуда!
МАША:
Почему они именно такой формы?
ПРОФЕССОР:
За счет формы звуки, поступающие в слуховой проход, дают возможность определять направление звука – откуда он был, сверху или снизу.
МАША:
Фу, а это что тут такое?
ПРОФЕССОР:
В слуховом проходе находятся железы, выделяющие липкое вещество – ушную серу. Она защищает ухо от пыли и микробов.
ВАНЯ:
Никогда бы не подумал, что эта штука полезна для ушей!
ПРОФЕССОР:
А вот и барабанная перепонка.
ВАНЯ:
Ого, в ней дырка! Так и должно быть?
ПРОФЕССОР:
Нет, к сожалению перепонка пробита.
МАША:
Бедная перепонка! А почему так вышло?
ПРОФЕССОР:
Это могло быть из-за травмы, например, удара или механического повреждения. Ни в коем случае нельзя вставлять в уши никакие предметы. В том числе ватные палочки, ими нельзя чистить уши.
ВАНЯ:
А можно её как-то подчинить?
ПРОФЕССОР:
Надо обращаться к врачу и делать операцию, или, если повреждение небольшое, делать специальные процедуры, чтобы перепонка восстановилась сама.
МАША:
Хм. Если ватными палочками нельзя чистить, то как правильно чистить уши?
ПРОФЕССОР:
Немногие знают об уникальной способности нашего уха – самоочищении. При движении нижней челюсти, например, при жевании, сера, находящаяся в области слухового канала, продвигается наружу. А если человек использует для чистки ушей ватные палочки, то он наоборот, продвигает её к барабанной перепонке; это может привести к травмам, болезням, и даже к потере слуха. Лучший способ гигиены ушей – это аккуратное мытье ушной раковины и зоны вокруг входа при каждодневном умывании.
ВАНЯ:
Вот это да…
МАША:
Жалко, что раньше не знала! Но лучше поздно, чем никогда.
ПРОФЕССОР:
А вот мы и в «барабанной полости», или в «среднем ухе».
ВАНЯ:
Ух ты, какие! Как станки на заводе.
ПРОФЕССОР:
У них как раз подходящие названия: молоточек, наковальня и стремечко.
МАША:
Ничего себе «молоточек»! Целый «молот»!
ПРОФЕССОР:
На самом деле это самые маленькие косточки нашего тела. Они образуют систему рычагов, которые в пятьдесят раз усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо.
ПРОФЕСОР:
А знаете ли вы, что уши – не только орган слуха, но ещё и орган равновесия?
ВАНЯ:
Уши – орган равновесия? Это как это? У слона я понимаю, у него уши большие, он может ими балансировать.
МАША:
Хи-хи, точно.
ПРОФЕССОР:
Поддержание равновесия нашего тела контролируется специальным органом – вестибулярным аппаратом. Слышали про такой?
ВАНЯ:
Ну вроде, да.
МАША:
Кажется…
ПРОФЕССОР:
Этот аппарат расположен во внутреннем ухе. Он состоит из преддверия и полукружных каналов. Петли в виде арки – это полукружные каналы, расположенные в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Они соответствуют трем измерениям пространства – высоте, длине и ширине. Поэтому мы можем воспринимать движение своего тела в любом направлении. Например, канатоходец может идти по канату. А еще мы держим равновесие, когда идем или бежим.
ВАНЯ:
Никогда бы не подумал, что уши нужны для равновесия.
ВАНЯ:
А-а-а, я сейчас оглохну!!!
МАША:
Платон Капитонович! Спасите!
ПРОФЕССОР:
Я сейчас включу шумоподавление!
ПРОФЕССОР:
Видите, звуковые волны, попадая в ухо, вызывают колебания барабанной перепонки. К ней крепится молоточек, он прикреплен к наковальне, а она, в свою очередь, к стремечку. Так через систему этих слуховых косточек колебания достигают подножья стремечка. Стремечко движется и приводит в движение структуру, называемую костным лабиринтом.
ВАНЯ:
Хы, а зачем столько этапов, а не напрямую взять и передать?
ПРОФЕССОР:
Такая система усиливает слабые колебания барабанной перепонки, и наоборот, если звук слишком громкий, то стремечко может отчасти компенсировать это.
МАША:
Хм… А как мы понимаем, что эти колебания означают?
ПРОФЕССОР:
Летим дальше, во внутреннее ухо, будем разбираться. Дальше колебания передаются в костный лабиринт, заполненный жидкостью. В передней его части располагается улитка – такой спиралевидный канал.
МАША:
Живая улитка?
ПРОФЕССОР:
Она так просто называется. Видите, как похожа? В лабиринте улитки есть отдел, называемый «кортиев орган». В нем находятся слуховые рецепторы: «волосковые клетки». Колебания раздражают эти рецепторы, и они формируют нервные импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг, где и анализируются звуковые сигналы. Мы как раз находимся в этом отделе.
ВАНЯ:
Музыка стала громче!
МАША:
Ой, смотрите!
ПРОФЕССОР:
Это слуховые рецепторы – нежнейшие волоски, они генерируют нервные импульсы, запуская процесс передачи звуковых волн. В каждом ухе их около двадцати тысяч. От громкой музыки они разрушаются, и уже больше никогда не восстанавливаются. Видите, клетки погибают и человек безвозвратно теряет часть своего слуха.
МАША:
Какой ужас!
ВАНЯ:
Да уж, веселого в этом мало…
ПРОФЕССОР:
Думаю, мы всё увидели. Время лететь домой!
МАША:
Да, давайте возвращаться.
ВАНЯ:
Но в ухо вставлен наушник, обратно не пролететь.
ВАНЯ:
Платон Капитонович! И что, любая громкая музыка разрушает уши внутри? Или только когда в наушниках слушаешь?
ПРОФЕССОР:
Слух разрушают любые громкие звуки, в том числе музыка, особенно громкое её прослушивание в наушниках. Если человек слушает музыку в метро, то обычно он делает погромче, чтобы перебить шум вагона. Последствия печальные: каждое такое прослушивание навсегда уничтожает определенное количество слуховых рецепторов.
МАША:
А их можно как-то восстановить?
ПРОФЕССОР:
Нет, пока такие операции не делают.
ВАНЯ:
Так что же мне, совсем не слушать музыку в наушниках?
ПРОФЕССОР:
Просто делай это по возможности реже и, если пользуешься, то слушай вполовину тише обычного.
МАША:
У меня так много знакомых, кто слушает музыку в дороге! Они даже не подозревают, что происходит с их ушами!
ПРОФЕССОР:
Человек просто не замечает, как после каждого такого прослушивания у него снижается слух, так как клетки разрушаются постепенно.
МАША:
Мне надо срочно отправить письма! Прежде всего…
САУНДТРЕК:
Сколько разных загадок в мире большом!
Вот бы нам разгадать секреты!
Познавалов точно знает про всё!
На вопросы найдет ответы!
Хей, вперед! Все узнаем секреты!
Хей, вперед! Невозможного нету!
Хей, вперед! Поскорее, друзья,
В этот мир под названием «Я»!
Хей, вперед!
Хей, вперед! Все узнаем секреты!
Хей, вперед! Невозможного нету!
Хей, вперед! Поскорее, друзья,
В этот мир под названием «Я»!
Под названием «Я»!
Оставьте ответ
Необходимо Авторизовались Отправить Комментарий.